Воскресенье, 21.10.2018, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ СОШ № 10 г.о. Чапаевск Самарской области

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27
Использование УЛО

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок математики 2 класс
Открытый урок
Математика
2 класс УМК «Планета Знаний»
Тема:
«Выбираем способ сложения»
ГБОУ СОШ №10
Учитель: Муртазина К.Т.
Категория: первая

План урока, хронометраж:
1) Сообщение темы. Орг. момент 1 минута
2) Актуализация знаний 7 минут
3) Введение в сказку 1 минута
4) Сложение римских чисел 4 минуты
5) Тренинг по освоению разных способов сложения 10 минут
6) Физкультминутка 3 минуты
7) Решение нестандартной задачи 6 минут
8) Тренинг по прогнозированию ответов 6 минут
9) Работа в парах 5 минут
10) Рефлексия 1 минута
11) Итог урока 1 минута

Тема урока: «Выбираем способ сложения»
Тип урока: тренинг по освоению разных алгоритмов сложения – обобщение.
Вид урока: путешествие по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», презентация.
Цели урока:
1.Формировать умение устно складывать двузначные числа с переходом через десяток разными способами.
2. Развивать умение переводить информацию с одного языка на другой, используя разные символы.
3.Воспитывать культуру вычислений и познавательный интерес к предмету математики.
Задачи урока:
1.Учить критически, оценивать полученные результаты вычислений.
2.Учить решать нестандартные задачи, используя схемы.
3.Закреплять умение вычислять столбиком.
4.Развивать мыслительные способности (анализ и синтез, логику), внимание, математическую речь.
5.Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, верности и дружбы посредством общения на уроке и используя межпредметную связь с литературой.


Ход урока
1. Сообщение темы.
Ребята! Сегодня на уроке мы будем учиться складывать двузначные числа с переходом через десяток разными способами и для этого мы отправимся путешествовать по сказке . Но к путешествию нужно подготовиться. Чтобы справиться со всеми испытаниями нам понадобятся взаимопомощь и товарищество, умение думать и рассуждать.
2.Актуализация знаний.
Ребята, рассмотрите схемы примеров и нарисуйте результат сложения, объясните удобные вычисления:

+ + + +

24 + 17 + 26 19 + 12 + 19
(Мы дополняли до круглого числа, чтобы легче сосчитать)
Решите эти же примеры в строчку. Как вы будете рассуждать?
24 + 17 + 26 = 19+12+19=
(Единицы складываем с единицами, а десятки с десятками.)
Как ещё можно выполнить вычисления?
(Можно выполнить вычисления столбиком.)
24 19
+ 17 + 12
26 19__

Сравните ответы.
(Результат суммы одинаковый, не зависит от способа вычисления)
Сделайте вывод о способах вычислений.
(Числа можно складывать: дополняя одно из слагаемых до ближайшего десятка, можно складывать единицы с единицами, десятки с десятками, можно выполнять вычисления столбиком.)
Методические пояснения, замечания и теоретические обоснования.
Организация класса, психологический настрой на урок.
Создание условий мотивации к действиям на уроке. Формулирование учебной задачи.
Дети знакомы со сложением двухзначных чисел с переходом через десяток на аналитическом уровне. На уроке планируется формировать вычислительный навык на варьирующем уровне (аналитическом-с проговариванием и синтетическом-
-самостоятельно)

Подготовка к выбору способов сложения.
Наглядная опора делает вычисления очевидными.
1. Перебросим четыре единицы из первого числа к шести единицам последнего числа и нарисуем ответ – 6 столбиков (десятков) и
7 горошин (единиц) из второго числа.
2. Перебросим по одной единице из второго числа к девяти единицам первого и последнего чисел и нарисуем ответ –
6 столбиков (десятков).

Частично поисковый метод. Проверка имеющихся знаний, выявление ЗУН, необходимых для работы на уроке.

Самостоятельное формулирование вывода по теме.

Кому понравился первый способ, второй способ, а столбиком? Преимущества отдаются устным вычислениям – они более удобны в жизни и являются более развивающими.
3. Введение в сказку.
Итак отправляемся в снежную сказку, ведь за окном зима. А сказка начиналась так: «Однажды злой-презлой тролль был в особенно хорошем расположении духа и смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное и безобразное так и выпирало, делалось ещё гаже…». [3]
Ученики тролля с этим зеркалом взлетели высоко в небо, но «Зеркало до того перекорёжило от гримас, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на миллионы осколков».
Что это за сказка?
(Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
Вот такой осколок и попал в глаз мальчику по имени Кай и его забрала в своё ледяное бездушное царство Снежная королева. А верная подружка Герда отправилась на поиски названого брата. Поможем ей справиться со всеми испытаниями в её не легком пути.
4. Сложение римских чисел.
В пути Герда попала к волшебнице – старушке, которая не хотела расставаться с Гердой и заперла ворота сада на множество замков и чтобы ворота открылись нужно решить необычные примеры, к которым уже подготовились Катя и Максим.
ХV+ ХV ХVII + ХVIII
ХХV + VIII ХVII + ХVI
ХIII + Х VIII ХХIII + ХII
Замки раскрылись, и ворота распахнулись, и Герда вновь отправилась в путь.

Самоопределение, учащиеся осознают значение устных вычислений в жизни.

Цель - поддержать интерес к содержанию урока, привлечение внимания, формирование устойчивого внимания.

Мотивационный компонент, эмоциональный мотив.

Работа по дальнейшему углублению вычислительных навыков.
На этапе актуализации знаний, двое ребят выполняли задание с римскими числами на индивидуальных досочках. Заранее подготовившись, ученики называют примеры и поясняют вычисления с римскими числами.
Сложение чисел, записанных римскими цифрами, развивает мышление, формирует умение переводить информацию с одного языка на другой, используя разные символы.
Коллективная проверка. Познавательные УУД.

5. Тренинг по освоению разных способов вычислений.
Поиски завели Герду во дворец, и она познакомилась с придворными воронами, принцем и принцессой, которая пожалев Герду и оценив её доброе сердце, подарили ей тёплую одежду и карету для путешествия. Но чтобы карета двинулась в путь, нужно решить примеры двумя способами:
25 + 16 = 30 + 11 = …
25 + 16 = 21 + 20 = …

Сложи одним из удобных для тебя способов:
47 + 24 19 + 43
38 +16 25 + 28
Карета двинулась в путь. Впереди Герду ждали ещё большие испытания. Нам нужно отдохнуть, набраться сил к продолжению путешествия.
6. Физкультминутка.
7. Решение не стандартной задачи.
В лесу, увидев богатую карету, разбойники напали на Герду и она попала в плен к маленькой разбойнице и чтобы помочь ей выбраться нам нужно решить задачу.
На дереве сидели 15 котят. Мимо дерева проходили 18 утят. Котята спрыгнули на землю. Утята испугались, и трое сумели улететь. Сколько котят и утят вместе осталось на земле?


Решение:
1 способ:
1. 15 + 18 = 33 (ж.) – котят и уток
2. 33 – 3 = 30 (ж.) – на земле

Сложение чисел двумя способами:
- сложение десятков с десятками и единиц с единицами;
- дополнение до ближайшего круглого числа.

Операционный компонент учебной деятельности. Аналитико-синтетические упражнения по образцу алгоритма.

Приём комментирования, форма фронтальная.

Дети выбирают удобный и понятный для них способ. Разнообразная вычислительная деятельность способствует формированию
культуры вычислений.

Дети исполняют танец, повторяя по слайдам движения под музыку.
Формулировка задачи литературная, увидеть математическую суть в ней непросто. Рисуем схему параллельно с повторным чтением задачи.
Формирование общеучебных универсальных действий - знаково-символических (моделирование)
Схема динамична – отражает все, что описано в задаче и, благодаря этому, делает решение задачи очевидным. Схема отражает взаимосвязь между числовыми данными и делает краткую запись условия ненужной.

2 способ:
1. 18 – 3 = 15 (ут.) – осталось
2. 15 + 15 = 30 (ж.) – утят и котят
Ответ: 30 котят и утят осталось на земле.
Маленькая разбойница помогла Герде бежать и даже, сжалившись, освободила для Герды из плена оленя.
8. Тренинг в прогнозировании ответов.
Долго нёс Герду олень по северным полям, пока добрались они до сада Снежной королевы. Здесь олень по приказу финки оставил Герду одну без тёплых муфты и сапог на трескучем морозе, и чтобы попасть ей во дворец, нужно выполнить нам задания с примерами.
Выберите по желанию задание и выпишите номера клеток:
1 2 3 4 5
А 16 + 23 37 + 14 64 + 28 24 + 75 51 + 29
Б 72 + 19 16 + 55 53 + 47 28 + 32 47 + 35
В 15 + 45 24 + 23 75 + 21 66 + 16 32 + 47
Г 38 + 23 49 + 43 58 + 23 82 + 13 34 + 46

а) Найди суммы, в которых при сложении не надо переходить через разряд.
б) Найди суммы, в которых получается круглое число.
в) Найди суммы, для которых последняя цифра ответа 1.

(Ответы детей:
а) А1, А4, В2, В3, В5, Г4.
б) А5, Б3, Б4, В1, Г5.
в) А2, Б1, Б2, Г1, Г3.)

9. Работа в парах.
Герда вошла в огромную пустынную ледяную залу, увидела Кая, крепко обняла его, но он сидел неподвижный и холодный. Чтобы растопить его ледяное сердце нужно поработать в паре: найти сумму чисел на ледяных осколках.

Внимательное рассматривание схемы поможет найти два способа решения задачи.
Ученик выбирает для себя любой понятный ему способ решения.

Сказочные события способствуют поддержанию интереса учащихся на уроке.
Дифференцированные задания по уровню сложности дети выбирают сами. Вычислительный тренинг направлен на оценку результата вычислений. При ответе учащиеся называют номера клеток, выборочно можно провести сложение чисел в столбик или проверить результат сложения вычитанием.

Развитие логического мышления, способности к анализу, обобщению.
Регулирующий компонент учебной деятельности.

Самопроверка по слайду из презентации.

Считать нужно по очереди, выбирая рациональный способ, то есть такие осколки, чтобы числа на них легче было сложить.

Назовите пары чисел, которые было удобно складывать.
Что общего было в вычислениях?
(Все значения выражений равны 30, число единиц образовывали десяток)
Назовите хором полученное число. (150)
Какая получилась фигура?
(Сердце)
Герда заплакала, и горячие слезы упали на грудь Кая, проникли в сердце и растопили ледяной осколок. Сердце Кая встрепенулось и в нем опять вспыхнул огонь жизни.
10. Рефлексия.
А нам тоже осталось зажечь свои огоньки и оценить работу.
Урок понравился, все понятно,
интересно, был активен.
Урок понравился, интересно,
но не всегда справлялся.
Трудно, неинтересно, ничему не
научился.
12) Итог урока.
Сделайте вывод, чему учились на уроке? (Учились пользоваться разными способами складывания: при сложении можно дополнять одно из слагаемых до ближайшего десятка или складывать десятки с десятками, а единицы с единицами или выполнять вычисления в столбик)

Ребята, работая в паре, по очереди выбирали удобные для сложения числа, получая в ответе круглое число.
16 + 14 = 30
15 + 15 = 30
11 + 19 = 30
17 + 13 = 30
12 + 18 = 30
30 + 30 + 30 + 30 + 30 = 150

Коммуникативные УУД – формирование умения слушать, вступать в диалог, оценивать вычисления товарища, приходить к общему мнению.

Дети показывают кружочки, оценивая свою работу на уроке.
Осмысливая свою деятельность, дети формируют умение самоконтроля.
Регулирующий компонент учебной деятельности.

От чего зависит выбор способа?
(От сложности примера и личных возможностей)
Путешествуя по сказке, мы убедились, что взаимопомощь, товарищество, дружба, любовь – самые сильные чувства, которые могут победить любое зло и преодолеть любые трудности.
Я была бы очень рада, если бы вам захотелось перечитать сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и еще раз пережить все события.

Воспитательный момент: осознать силу дружбы и взаимопомощи, приобщить к чтению книг.
Нравственно-этическая ориентация – оценивание содержания, определяющего моральный выбор.
Личностные УУД
Учитель называет отметки учащихся и благодарит за работу на уроке.


Литература

1. Башмаков М.И., Нёфёдова М.Г. Математика 2 класс.- М.: АСТ Астрель, 2011.

2. Башмаков М.И., Нёфёдова М.Г.Обучение во 2 класс по учебнику «Математика». – М.: АСТ
Астрель, 2010.
3. «Сказки Ханса Кристиана Андерсена». - «Самовар», 2004 год.
Категория: Мои статьи | Добавил: murtazinakad (03.04.2015) | Автор: Муртазина Кадрия Тамимдаровна E
Просмотров: 1300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск